25 марта в 16:00 в главном здании Новгородского музея-заповедника в кремле откроется выставка «Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. К 670-летию храма». На выставке представлено более 40 предметов из собрания музея, многие из которых экспонируются впервые.

Как сообщили в пресс-службе музея, основу юбилейной выставки составили редкие письменные и изобразительные источники: копии чертежей Владимира Суслова, находящихся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге; снимки храма и его росписи из архива Михаила Каргера, напечатанные со стеклянных негативов, хранящихся в архиве Института истории материальной культуры РАН; а также ставшие библиографической редкостью публикации исследователей храма — Владимира Суслова и Леонида Мацулевича.

Значительную часть экспозиции составляют обмерные чертежи и рисунки церкви Успения, имеющие исключительную научную ценность, а также копии и зарисовки волотовской росписи — уникальные изобразительные источники.

Послевоенную историю храма раскрывают рукописные материалы, снимки и чертежи из архивов Любови Шуляк и Леонида Красноречьева – первых исследователей руин памятника. Заключительный этап реставрации церкви Успения представляют строительные материалы, обнаруженные во время исследований в одах, публикация Нинели Кузьминой, а также фотографии из архива Тамары Анисимовой, запечатлевшие процесс возрождения храма и его росписи.

Выставка будет работать по 23 мая.

Справка: Церковь Успения Богородицы – выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи XIV столетия. Новгородская первая летопись сообщает точные даты возведения храма (1352) и украшения его росписью (1363).

Ансамбль росписи церкви Успения сохранялся до начала войны почти в полном объёме. В 1940-1941 гг. Управление Новгородскими музеями начало исследование и реставрацию церкви. Работы прервала Великая Отечественная война, превратившая памятник в руины.

В 1949 году Любовь Шуляк провела первые раскопки завалов храма. В 1955 году Леонид Красноречьев выполнил его обмеры и разработал проект консервации храма, предусматривавший возведение кровли над выровненными стенами. Он подготовил также проект реконструкции церкви Успения на первоначальную дату.

Следующим этапом стали разборка завалов и извлечение фрагментов росписи в западном притворе и интерьере памятника под руководством Тамары Анисимовой в 1993-2001 годах. В ходе работ обнаружили более 1 750 000 фрагментов фресок, которые поступили в мастерскую для дальнейшей подборки.

Работа по подборке фрагментов волотовских фресок продолжается до настоящего времени. Из 195 живописных композиций, украшавших интерьер церкви до ее разрушения, 155 находятся в процессе реставрации. 18 композиций уже установлены в храме на первоначальные места по методике, разработанной новгородскими и немецкими реставраторами.

Фото: Новгородский объединённый музей-заповедник.