*Внимание! Все авторские рецензии – сугубо личное мнение автора.
Юрий Быков для меня, пожалуй, любимый российский режиссёр. Ведь именно он показывает нам нашу действительность такой, какая она есть.
Что удивительно — сам он так не считает. В одной из своих лекций перед студентами он говорит, что его фильмы довольно «плоские», то есть там нет витиеватых скрытых смыслов, как у того же Тарковского. И что его герои, возможно, утрированы.
Тем не менее, посмотрев все его фильмы, я могу сказать, что его персонажи абсолютно живые. Ведь злодеи Быкова не бегают, как Рэмбо, с пулемётом наперевес, кроша всех в мелкую капусту. Злодеи Быкова заключают в себе, в первую очередь, уродливую душу, которую в ходе повествования полностью раскрывают.
Вспомним хотя бы алкоголика из общаги в фильме «Дурак» (кстати, шикарный колоритный актер Дмитрий Куличков, с которым Быков постоянно сотрудничает).
Так вот он отрицателен во всём. Он бьёт жену, круглосуточно пьянствует, он подстрекает людей на расправу, он жестокий и агрессивный, подлый и прогнивший насквозь человек. Ну и разве таких людей не бывает? Да ещё как!
Положительные герои Быкова тоже имеют аналоги в реальной жизни. Их доброта не проявляется в чем-то одном, они помогают всем и во всём, не оглядываясь на последствия (вспомним, к примеру, фильм «Жить», да и почти во всех его картинах такой герой есть). И, как правило, эти люди сами глубоко несчастны.
Разве таких людей нет вокруг нас? Конечно, и такие есть.
Да, Юрий Анатольевич зачастую не даёт нам никакой предыстории, либо делает это крупными и где-то даже грубыми мазками. Такое встречается во всех его фильмах. Несмотря на это, его персонажи объемны, и мы всё прекрасно про них понимаем.
Какие ещё «пасхалки» мы можем найти в фильмах данного режиссёра? Во-первых, он принципиально называет свои произведения одним словом – «Завод», «Дурак», «Сторож» и т.д. Сам Быков объясняет это, опять же, тем, что его фильмы незамысловаты, каждая отдельно взятая лента — это одна история, заключённая в одно слово.
Актёры, с которыми он работает, кочуют из фильма в фильм, по крайней мере, это точно касается главных ролей. Денис Шведов, Владислав Абашин, Дмитрий Куличков.
Ну и, конечно, в фильмах Быкова всегда есть преступление и наказание, всегда есть последствия. Особенность в том, что страдают у него далеко не только злодеи. Достаётся всем. И опять же, всё как в жизни.
Но давайте чуть подробней поговорим о картине «Сторож», потому что она относительно новая по сравнению с другими и она, на мой взгляд, откровенно хуже, чем тот же «Майор» и «Дурак».
Почему же так получилось?
Чтобы это понять, нужно послушать самого автора. На одной из своих лекций он на полном серьёзе заявил, что устал снимать кино. И назвал несколько причин. Во-первых, это приносит не так много денег, как хотелось бы, и порой актёры, которых он приглашает, работают, по его словам, «за ноль». Можно в это не верить, но если разобраться, то действительно – в этих фильмах нет продукт плейсмента, нет навязчивой рекламной кампании о премьере. Все новинки этого режиссёра тут же появляются в интернете в совершенно свободном доступе, на любом торренте или киносайте, их даже не пытаются прятать.
Также Юрий уточнил, что те реалии, которые он на самом деле хотел бы снимать, едва ли кто-то примет и поймёт. Хотя так происходит сплошь и рядом, особенно в российской глубинке (родился в дерьме, вырос в дерьме, спился в дерьме и умер в дерьме). Но большинство людей любят развлекательное кино, артхаус с элементами безнадёги им не нужен, у них и своих проблем хватает.
Всё это указывает на то, что на «Стороже» Быков решил отдохнуть и его режиссёрская карьера уже подходит к завершению. Но это, само собой, не точно. Ведь мы прекрасно помним, как после шедеврального «Майора» Юрий Анатольевич выдал на-гора уже ставший легендарным в России фильм «Дурак». А последние два фильма «Завод» и «Сторож» провалились в прокате и получили крайне отрицательные отзывы. К слову, за фильм «Завод» Быков даже извинялся в соцсетях. Но все мы люди и совершаем ошибки. Однако, не все их признают, а этот режиссёр смог, и это очень ценно в наше время. Быть может, нас ждёт новая волна его вдохновения, будем посмотреть. Он уже заявлял о том, что всё-таки снимет ещё один фильм.
Итак, чем же плох «Сторож» и есть ли там хоть какой-то свет в конце туннеля?
История довольно проста. Сторож, которого играет сам Быков, охраняет заброшенный санаторий. Живёт в полном одиночестве и ведёт аскетичный образ жизни. Но тут появляется молодая пара, муж и жена, которые втягивают его в свою нелёгкую историю. При этом у сторожа есть и своя, не уступающая по масштабам, трагедия.
Сразу скажу, что фильм не скучно смотреть. Но некоторые сцены абсолютно рушат всю гармонию. Местами чувствуется «притянутость за уши» сюжета, где-то режут слух вычурные и постановочные диалоги, где-то раздражают сами поступки главных героев.
Странно, но в том же «Майоре» веришь в историю от начала и до конца, хотя там больше стреляют, больше экшна, и вообще где-то он напоминает боевик. Но ни грамма фальши там нет, собственно, как и в фильме «Дурак». А вот «Сторож» постоянно вызывает возглас – не верю!
Но есть ведь и хорошие стороны.
Во-первых, фильм хорошо снят. Картинка живая и завораживает – лес, природа, заброшенный оздоровительный комплекс советского образца.
Некоторые сцены сняты так, что даже сердце замирает (например, выковыривание пули бывшим врачом — это сильно и нужно смотреть).
Да и в общем и целом, история печальная и могла бы взять за душу, но где-то Быков на этот раз не дотянул.
Как бы то ни было, всем любителям, подчёркиваю, хорошего российского умного и честного кино я настоятельно рекомендую к просмотру фильмы Юрия Анатольевича Быкова. И вряд ли кто-то из современников может тягаться с ним умением вытянуть из вас душу и оставить там неизгладимый след. Ведь это так трудно – смотреть про нас самих. Разве что Звягинцев может, но о нём мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Фото из открытых источников интернета.