Волнение бывает разное – от стресса перед большой аудиторией, от переживаний за близких, от взгляда на любимого человека. Иногда волнение может настигнуть от спектакля, если это спектакль «ВОЛНЕНИЕ» в Новгородском театр для детей и молодежи «Малый».

Драматург Иван Вырыпаев причудливо берется представить множество форм и способов побороть волнение, которое случается от любви, от гнева, от глупости или фальши. В репертуаре «Малого» есть спектакль по его пьесе “UFO” – в нем персонажи из разных социальных слоев описывали инопланетные контакты. Но главным становилось, не как это было (попасть к инопланетянам), а что с вами стало после контакта, какими вы вернулись к нормальности. Пост-жизнь после великого. В новом спектакле (премьера прошла в ноябре) режиссер Надежда Алексеева берет пьесу, где за ширмой популярной истории скрыт очень серьезный смысл: волнение как предчувствие великих событий, волнение как акт перед творчеством. И спектакль получается привлекательно-красивым внешне и есть в нем «движение вверх» внутри. То, как описала творческий процесс главная героиня.

Действие переносит зрителя в Нью-Йорк, там в респектабельной гостиной с уютными креслами и картинами авангардистов готовится встреча с писательницей Ульей Рихте. Художник Игорь Семенов поместил героев почти в глянцевый журнал о дорогой недвижимости, в декорации квартиры, где ценят живопись, красивую вазу, дорогую лампу, не забывают о книгах с именем звезды на обложке и модных изданиях. Писательница не любит журналистов. Писательница не любит вопросов о своей национальности. Писательница не любит, когда упоминают о скандале с ее романом «Кровь» и нельзя говорить о ее немецком отце. Молодой польский журналист Кшиштоф Зелинский получает сверкающий шанс сделать интервью с «безпятиминут»  нобелевским лауреатом. И конечно, все в этой истории пойдет не так.

Улья Рихте в исполнении актрисы Любови Злобиной в алом кимоно и тюрбане, расшитом сверкающими в театральном свету бусинами похожа тут на экзотическую птицу. Она легко двигается, замирает в точеных позах, даже в кресле может принять выгодную позицию – потому что все время рядом находится фиксатор реальности, модный фотограф Майкл. Этой звездой можно любоваться и восхищаться, идти за ее прекрасным голосом,  и за время проникновенного разговора она успевает не то, что раскрыть тайны творчества, но отомстить всей журналистской братии в лице молодого интервьюера.

Алексей Коршунов играет щепетильного молодого журналиста, вспыльчивого, но глубоко наивного в этой игре акул; он, как водится, нарушит все запреты и решится на откровенный разговор в надежде на сенсацию. Но сталкивается… с полнейшим откровением собеседницы. Улья Рихте настолько хорошая писательница, что она может сочинить себе новую жизнь – она с легкостью приукрашивает и вдохновенно придумывает страшные и смешные эпизоды. Ее фантастической страсти к сочинительству восхищен и фотограф (Алексей Тимофеев создает образ слегка циничного, но обаятельного профессионала, привыкшего к лицам с обложки и ценящего себя больше любых приглашенных звезд, тем интереснее, что внимание его привлекает вовсе не Улья Рихте, а красота ее взбешенной дочери). Голос из ниоткуда будет транслировать для публики мысли и чувства героев (его бесплотно исполняет актер Андрей Данилов) и этот голос передает весь спектр эмоций: от иронии до сарказма и высот поэтического волнения. Голос иногда ставит для нас на паузу всех героев, объясняя их поступки или рассказывая любопытные факты. Может, это сам драматург Вырыпаев бесплотно вторгается в сюжет?

Волнение будет охватывать всех героев неоднократно. Литературный агент Ульи (в исполнении актера Олега Зверева), который сначала как добрый дядюшка устраивает это интервью в надежде задобрить критиков и продвинуть будущий роман, за время одного интервью терпит жизненный крах. От милого буржуазного персонажа в уютном пиджаке и роговых очках он трансформируется в безжалостного спрута, угрожающего журналисту. Дочь писательницы Натали из опытного  юриста, угрожающего постом в фейсбуке, превращается в очаровательную стерву (актриса Елена Федотова). Она совершенно мила в пастельном брючном костюме, но за всеми этими приглушенными тонами пламенеет пожар. Она готова биться за свою семью, которой внезапно угрожает разоблачение – и дело похоже не бизнесе, а именно в дочернем желании защитить мать. Уютная гостиная становится полем боя – где рубятся за правду и вымысел, что можно знать публике, а что не рекомендуется. Потому что в финале Улья Рихте доходит до детектива в своих сочинениях, где промелькнет убийство, старые грехи и большое чувство любви. Волнуется ли эта знаменитая писательница, оставаясь одна в луче прожектора, читая строки то ли нового романа, то шокирующего признания – как певица в момент самой важной песни своей жизни? Наверное, да. Но она летит на этой волне отчаяния и творчества – высоко вверх. Даже если потом это станет падением всей ее жизни.

Автор Ольга Дурнина, фото Марины Воробьевой