В четверг в Великом Новгороде стартовал первый этап научного проекта института археологии РАН по изучению фресок Георгиевского собора Юрьевского монастыря. Проект возглавила приглашённый итальянский учёный, эксперт с мировым именем по материаловедению Алессандра Джиумлия. В Антонове она рассказала новгородским журналистам о том, из каких материалов сделаны фрески собора и при чём тут византийское и романское искусство.
Джиумлия учит русский язык только полгода, поэтому с переводом ей помогала учёный секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.
— Я здесь, поскольку это очень важный проект, — поясняет Джиумлия. — И есть прекрасный материал для истории России, и не только — также для истории археологии и фресок. Это фантастическая церковь, и очень прекрасные фрески. Мы уже имеем некоторые, очень интересные результаты, — отмечает учёный.
— Важны материалы и то, что мы исследуем не только пигменты в красках, — продолжает специалист. — Здесь у нас есть компоненты лазурита – ляпис-лазурь. В античности это был очень важный и распространенный элемент во фресках. И мы имеем результаты, которые показывают разницу между материалами, используемыми в наших фресках и в романском, итальянском, византийском искусстве. Важно сравнить их между собой. Это говорит не только о каких-то художественных ценностях, но и экономической подоснове этих памятников, том, как они были созданы. Кроме лазурита, который был импортирован из Афганистана, есть и местные локальные материалы — например, пигмент «зелёная земля». В некоторых деталях заметно присутствие местных мастеров, манера которых немного отличается от того, что я привыкла видеть. Я очень довольна, что присутствую здесь. Это очень интересное исследование, — комментирует Джиумлия.
— То, что мы сейчас делаем здесь, в Великом Новгороде, — это только первые подступы, первые шаги нашего проекта, нашего исследования, — отмечает Вдовиченко. — Позднее мы исследуем фрагменты фресок на сканирующем микроскопе, который у нас в институте установлен. Будет ещё дополнительная информация. Сейчас только начало, старт. Собор исключительный по богатству, — закончила специалист.
Напомним, что планируется всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии.
Кроме того, предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, построение 3D-модели собора изнутри и снаружи. Как полагают учёные, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований. Внутри него содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.