За роль медсестры Рэтчед в фильме Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» Луиза Флетчер получила «Оскар». А её персонажа Американский институт киноискусства поставил на пятое место в списке 100 величайших злодеев мирового кинематографа.
Надо же, по-своему обаятельная и точно преданная своему делу мисс Рэтчед оказалась величайшим злодеем. А, положа руку на сердце: за кого вы были бы, если бы дуэль между сестрой Рэтчед и персонажем Джека Николсона – Макмёрфи – разыгралась бы не на экране, а на ваших глазах?
Вспомним – в отделении психиатрической больницы прочно властвует поддерживаемый старшей сестрой порядок. Пациенты ухожены и накормлены, в положенное время проходят сеансы групповой терапии. И вот здесь появляется шкодливый новичок. И начинает понемногу ломать установленный задолго до него порядок. То агитирует за просмотр бейсбола в тихий час, то организует азартные игры. Сестра Рэтчед своих позиций сдавать не собирается и пытается поставить шкодника на место. Сперва мягко. А потом приходится применять электрошоковую терапию.
Но и Макмёрфи закусил удила и сдаваться не собирается, организуя самовольный выезд пациентов на рыбалку, а потом ночную попойку с дамами прямо в клинике!
Нет, и сестра Рэтчед не оставит это просто так. Она давит на молодого Билли Биббита, вынуждая выдать зачинщика. Тайна-то невеликая, но сестре явно важно добиться признания и отречения. Билли погибает (не уверен, что в связи с действующими правилами могу написать – от чего). Разъярённый Макмёрфи набрасывается на старшую медсестру.
В финале сестра Рэтчед в корсете на сломанной шее по-прежнему любезно улыбается пациентам. Макмёрфи после операции на мозге превращён в овощ. Вождь из сострадания душит его подушкой и, разбив телевизором окно (уже тогда находили для телевизора лучшее применение), уходит заре навстречу.
Да, хорошо сказал кто-то из советских искусствоведов о книге Кена Кизи, положенной в основу фильма: «обличает потребительское общество, построенное на тотальной стандартизации и во имя среднестатистического благополучия подавляющее всё «нетиповое» и независимое».
А с другой стороны – будь вы самым маломальским начальником и окажись у вас в коллективе эдакий живчик – да вы наверняка ему сами бы лоботомию сделали без наркоза.
Есть, есть своя правда у старшей сестры, которая всегда думает о нас и готова для нашей же безопасности отстаивать существующий порядок и не допускать анархии в расположении.
Можно ли сделать какой-то «социологический» вывод из сюжета «Полёта над гнездом кукушки» (что «книга – круче фильма» – я в курсе)? На мой взгляд, такой: какой бы замечательной ни была сестра Рэтчед, власть её всё-таки должна быть ограниченной. От этого зависит: в каком дурдоме мы в итоге окажемся.