Юмор сопровождал нас во все моменты человеческой истории. Даже в самые тяжёлые. В тридцатые годы двадцатого века вся наша страна ходила смеяться на «Волгу-Волгу». Если бы знали, что оператор замечательного фильма был расстрелян, многим было бы не смешно, а страшно.
Тарапунька и Штепсель, комедии Гайдая и Рязанова, «Кабачок 13 стульев», программа «Вокруг смеха». Здесь, конечно, больше сатиры – критика отдельных недостатков и даже многих вполне приветствовалась. В зале – интеллигентная публика в очёчках и свитерах.
Ещё был КВН, в начале семидесятых закрытый и заново открытый в середине восьмидесятых, и тоже довольно остросоциальный. Году в девяностом одна из лучших команд – «Одесские джентльмены» – объявила о своём уходе, эффектно повесив на микрофоны белые шарфики. Но очень быстро вернулась, как оказалось – из юмора просто так не уходят.
В тяжкие девяностые нас выручал юмор, которого стало как-то ощутимо больше. Газеты с анекдотами, безумная книжка «Как размножаются ёжики», на свой лад пересказывавшая приключения Штирлица, для публики постарше – «Аншлаг» и «Смехопанорама» недюжинного, на самом деле, артиста Евгения Петросяна (не шучу). Монологи Михаила Задорнова («Ну тупые…»).
Ещё «Маски-шоу», «Городок», остросатирические «Куклы», и опять-таки КВН, который позже стал давать свои телевизионные отростки – «Джентльмен-шоу», «Раз в неделю», «ОСП-студия», «Назло рекордам», «33 квадратных метра».
В двухтысячных провели интернет. Молодые дарования начали коверкать язык на форумах. Было смишно, некоторым и не по укурке.
Переводы Гоблина. Неувядающий Жириновский. Группировка «Ленинград». «Смешные и голые». На ТВ пришёл новый эшелон экс-квнщиков с «Камеди-клабом». Отсюда есть и пить пошла эпоха стендапа: смешно расскажи о том, какой ты лузер и перестань быть лузером. Сатирическая, вроде бы, «Наша Russia», персонажей которой мы всей душой полюбили такими, как есть. Самый лучший фильм. Самый лучший день.
Наконец, профессиональные юмористы, оказались каплей среди моря народного творчества. Не слишком больших компьютерных навыков оказалось достаточно, чтобы самому помочь людям улыбнуться. Фотожабы. Демотиваторы. Гифки. Эра Ютуба. ТикТок – как высшая стадия эволюции человечества.
Газету с анекдотами можно было не покупать, телевизор можно было выключить. От навязчивых шуток в соцсети, от новых взрывов в Ютубе укрыться сложнее. «Пожалуйста, посмотри этот прикольный ролик. Посмотри этот прикольный ролик! Ребята, держите ему веки!».
Не смогу это подтвердить научными данными, но считаю, что юмор занял в нашей жизни гораздо большее место, чем раньше. Конкуренция между массой юмористов разогнала скорость шуток. Хохмим почти не задумываясь. Может быть, по этой причине, а может и по каким-то другим разговор о серьёзных вещах заменился «мемами».
Не дай бог, случится нечто действительно ПЛОХОЕ, чьей-то первой реакцией будет картинка с ядерным грибом, надпись: «Чё, сегодня на работу не надо?!». И смайлики, смайлики.