*Внимание. Все авторские рецензии – сугубо личное мнение автора.
Есть литература, которая стала мировой классикой, есть музыкальные произведения, которые вошли в историю, есть фильмы, картины, арт-объекты и много чего ещё, что давным-давно и практически безоговорочно признано людьми.
А разве компьютерные игры не могут быть произведением искусства? Ведь их создание — это тоже огромный творческий процесс, а результат может покорить сердца многих поколений.
Сейчас игровая индустрия сильно изменилась по сравнению с производством игр 20 лет назад.
В интернете есть целые трактаты о том, почему и как менялся конвейер, ежегодно выпускающий для нас игровой продукт. Но «кухонные аналитики» (в хорошем смысле этого слова) сходятся в одном – игры стали хуже. Каковы причины? Версий много. Во-первых, молодеет сам потребитель. Мощный компьютер теперь есть практически в каждом доме, соответственно, подрастающее поколение имеет к нему свободный доступ. А что ребёнку нужно? Поиграть в войнушку, побегать и пострелять, пусть даже не вставая с кресла.
Изменилось и общество в целом. Здесь можно уйти в дебри и рассказать про «общество потребления» и желание получать всё и сразу и нежелание думать и анализировать, ведь вся информация в современном мире полностью открыта. Отсюда и любой визуальный контент стал короче, ярче и проще.
Можно сказать, что и разработчики, увидев, как увеличилась покупательная способность граждан и как в целом стали популярны игры среди населения планеты, начали штамповать новинки в промышленных масштабах. При этом закономерно то, что за счёт количества сильно снизилось качество.
Другое дело, что цифровые технологии не стоят на месте и появилась возможность делать очень красивые игры, но, к сожалению, они настолько же великолепны, насколько и пусты.
Наша любимая «олдовая» нетленка тоже от этого пострадала. Довольно сложно стало воспринимать историю, которая подаётся в изометрической обёртке, с разъедающими глаза пикселями. Особенно когда вокруг столько нового тешущего взор.
В конце концов, многообразие свело на нет уникальность идей. Никто не хочет погружаться в тонны текста и раздумий ради неожиданного сюжетного поворота или какой-то находки. Хочется быстро поиграть и так же быстро переключиться на что-то другое.
Но всё же некоторые помнят, что такое по-настоящему полное погружение в игровой мир. И для этого как нельзя лучше подходят старые игры. Они делались не ради одного прохождения и не ради моментальной наживы. Они рассчитаны на недели, месяцы и даже годы. К ним можно снова и снова возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое.
Итак, среди как минимум ста лучших игр старой школы я выделю три самые-самые, по крайней мере для меня.
Gothic
Как говорил один знакомый: «Готику пройти – как жизнь прожить». Игра воистину уникальна и по сюжету, и по геймплею, и по атмосфере. Её разработала немецкая студия Piranha Bytes, а выпуск пришёлся на 2001 год.
Жанр – ролевая игра.
В долине рудников организовали специальное место для преступников. Маги создали специальный барьер над этой местностью. Туда можно попасть, а обратно уже никак. Игра начинается с того, что вы оказываетесь там. Вам нужно набраться сил (прокачаться), найти союзников, победить врагов, и, конечно же, по возможности выжить.
В Готике очень много диалогов и сюжетных перипетий. Вам предстоит увлекательное путешествие по средневековым крепостям, гробницам и тёмным лесам, населённым орками, гоблинами, нежитью и прочими опасными тварями.
Конечно, графическое оформление игры оставляет желать лучшего, как никак 2001 год, но через полчаса игры об этом совершенно забываешь.
Fallout 2
В данном случае именно вторая часть стала для геймеров всего мира легендой. Первая была довольно скудна и местами недоработана. В Fallout 2 всё это исправили и дополнили. Игра разработана в США Black Isle Studios и выпущена в 1998 году. Жанр – ролевая игра.
Действительно, мир второго фалаута – это уникальный и захватывающий мир, который предстаёт перед вами после ядерной войны.
Свою популярность игра получила за счёт многообразия сюжетных линий, диалогов, персонажей и возможности пройти игру каждый раз по-новому. Разумеется, число вариаций ограничено, но даже пройдя игру по десятому кругу, можно обнаружить в ней что-то новое.
Также Fallout 2 отличается от других игр небывалой жестокостью и крайне циничным юмором.
Heroes of Might and Magic III
Над Героями, как и над шахматами, можно ломать голову бесконечно.
Жанр – пошаговая стратегия с элементами ролевой игры. На данный момент вышло уже 7 игр в этой серии, но третья часть по ряду причин остаётся самой любимой среди поклонников.
Суть всего процесса довольно сложно объяснить в двух словах. Есть герой, у которого есть замок. Он должен развить своё королевство, собрав ресурсы и накопив армию, и разбить противника. Но не всё так просто. Как и в шахматах, каждый ход может привести как к победе, так и к внезапному поражению, поэтому думать нужно много и долго. В игре есть расы и классы. Вы можете быть некромантом, варваром или просто человеком. Можете удариться в магию и всех сражать огнём и молнией, а можете стать великим воином и побеждать исключительно мощью своего войска.
Но главный феномен Героев 3 в том, что, с одной стороны, интерфейс игры прост и доступен, и, казалось бы, набор навыков и артефактов ограничен, но при этом игра очень сложна и варианты прохождения кампании или карты практически бесконечны.
Игра разработана в США студией New World Computing, а выпущена в 1999 году.
До сих пор по третьим Героям создаются сайты и тематические паблики, и устраиваются сетевые турниры.
В завершении хочется добавить, что за стремительно развивающимися компьютерными технологиями угнаться с каждым годом становится всё сложнее. Однако же утешает то, что нам-то всегда найдётся во что поиграть.
Фото из открытых источников интернета.