В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН по изучению фресок Георгиевского собора Юрьевского монастыря. Фрески исследуют при помощи инновационного спектрометра, который до этого был в распоряжении лишь у федеральных институтов. Проект возглавила приглашённый зарубежный учёный Алессандра Джиумлия.
Проект «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования» победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ.
— Он посвящён рассмотрению Георгиевского собора Юрьевского монастыря как комплексного большого исторического источника. Собор был построен в самом начале XII века, а потом у него была насыщенная и очень длинная история. И все заметки об этой истории мы можем наблюдать на интерьере собора, фасадах вокруг собора. Новгородский архитектурно-археологический отряд вёл раскопки в течение семи лет, сейчас они продолжаются, — пояснила учёный секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.
— Мы разобрали в первую очередь интерьер собора, — продолжает специалист. — И, оказалось, что под тем чугунным полом, который был настлан в 1830-х годах, содержится огромный культурный слой. Он практически полностью состоит из фрагментов фресок. Эти фрески во время очередного ремонта 1820-го года были сбиты со стен. Видимо, поменялись какие-то художественные воззрения, отношение к живописи, к тому, как она должна была быть представлена в храме. Они были сбиты и, видимо, положены в качестве основы под новый пол собора. Эти фрески мы в большом количестве вынули из под пола. Сейчас они находятся в двух фресковых мастерских Новгородского музея-заповедника, хранятся там и изучаются. Из них составляются новые композиции. Это богатейший исторический источник, материал, который даёт уникальные сведения обо всем, — комментирует Вдовиченко.
— Мы хотим изучить фрески не только со стороны историков искусства — стиль фресок, то, какие идеи они воплощали, как были размещены на стенах, где какие композиции должны были существовать, — рассказывает кандидат искусствоведения. — Но хотим изучить их и с точки зрения методик точных наук. Провести анализы, которые покажут нам элементный состав раствора фресок, красок, которыми эти краски были сделаны. И это, как нам кажется, должно дать какой-то уникальный материал сведений о ремесле и фресковом производстве домонгольской Руси.
Мы понимаем, что делали эти фрески, видимо, византийские мастера или мастера, прибывшие из Греции. Но с обучением тех мастеров, которые примкнули к этой артели здесь, на новгородской земле. Сам факт существования в этом соборе таких фресок говорит о самом первом этапе развития новгородского искусства. Сейчас все они хранятся в мастерской. Основные измерения, которые мы проведём, будут сконцентрированы там. После того, как мы провели наши работы, то обнаружили на самых нижних частях стен тоже фрагменты фресок. В алтарной части цвета, которые присутствуют там, тоже говорят уже о многом. И это тоже важная часть собора с фресками, — объясняет Вдовиченко.
— Фрески есть и в лестничной башне собора, — продолжает специалист. — Весь этот комплекс, если его собрать вместе, даст какое-то полное представление об ансамбле Георгиевского собора Юрьева монастыря. И в какой-то перспективе мы можем сказать о художественной жизни Великого Новгорода намного больше, чем мы знаем сейчас. О том, как составлялись эти фрески, как изготавливался раствор, каким образом накладывался на стены. Это не было загадкой, но с такими анализами это становится более очевидно.
— Так, сначала клали намного более грубый раствор, потом разводили водой и делали подготовку под фрески. Потом уже наносили красочный слой и тоже определенным образом: сначала темные краски, затем более светлые. Использовалось много лазурита, который был самым дорогим в те времена. Он разбавлялся не менее редким. но не таким дорогим другим видом лазурита, — пояснила технологию создания фресок Вдовиченко.
Для изучения фресковой росписи памятника в 2021 году в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. В работе лаборатории также участвуют студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Подобные исследования способствуют продвижению публикаций новгородских специалистов в российских и зарубежных научных изданиях.
К работе подключены разные специалисты. Исследования археологов осуществляются при содействии Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и Новгородской епархии Русской Православной церкви. А проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем по археометрическому анализу, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия. исследователь участвует во многих мировых проектах, однако сейчас решила углубиться в тему новгородских фресок. Как отметила Вдовиченко, это её первый приезд в Великий Новгород и уже получился достаточно насыщенным.
Раньше во время исследований фрески приходилось повреждать. Однако сейчас появилась возможность применять рентгено-флуоресцентный метод. Это передовой способ бесконтактного изучения материала. В марте в рамках проекта Институт археологии РАН и Новгородский музей-заповедник приобрели инновационный спектрометр Bruker Tracer. Покупку поддержал Попечительский совет Новгородского музея-заповедника при содействии губернатора Новгородской области Андрея Никитина. Прибор значительно расширил возможности исследования элементарного состава материалов. Кроме того, он применяется и в анализе металлических находок.
Планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок и построение 3D модели Георгиевского собора изнутри и снаружи.
Подробнее о проекте от заведующей Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамары Анисимовой: