*Внимание. Все авторские рецензии – сугубо личное мнение автора.

Для начала стоило бы уточнить, что южнокорейский фильм «Паразиты» получил в 2019 году аж 4 премии «Оскар», «Золотой глобус», «Золотую пальмовую ветвь» и ещё много-много различных наград на других фестивалях.

Отчего такой ажиотаж вокруг довольно незамысловатой, на первый взгляд, картины? А видимо, в том и дело, что сама по себе идея хоть и проста, но при этом глобальна по своим масштабам.

На столкновении двух миров (мир богатых и бедных) строилось множество сюжетов, а уже на их основе зачастую получались превосходные фильмы. Если навскидку, то сразу приходят на ум: «1+1», «До встречи с тобой», «А в душе я танцую», «Полуночный ковбой». Даже «Титаник», можно сказать, косвенно имеет отношение к данной концепции.

Также добавлю, что критерии успешного фильма всегда примерно одни и те же: хороший актёрский состав, продуманная фабула, бодрое повествование, грамотная подача материала, ну и, конечно, наличие какого-либо смысла (иначе зачем вообще всё остальное?).

В «Паразитах», несомненно, всё это присутствует. Но есть и ещё один плюс. Фильм не производства США, его сняли в Южной Корее– режиссёр ПонДжун-хо. Это очень важно. Ведь, как ни крути, в каждой стране своя манера изъясняться о той или иной проблеме, хоть и проблемы у всех людей схожие. Возможно, зрители устали, что в той же Америке всегда одинаково изображают те или иные пороки и ту или иную добродетель. Здесь же совершенно свежий взгляд на вещи, по крайней мере, для нас, привыкших к западному кинопрому.

Кратко о сюжете без спойлеров.

Семейство Ким живёт очень бедно. Мать, отец и двое их детей – сын и дочь – практически голодают и перебиваются случайными заработками. Живут они в грязной сырой квартире, которая находится в подвальном этаже. И вот сыну чудом попадается хорошая работа – быть учителем на дому у богатой девочки. Постепенно под различными предлогами в этом особняке начинает работать вся семья. Папа водителем, мама гувернанткой, дочь психологом.

Тут же мы знакомимся с их работодателями – семьёй Пак. Они милые с виду люди, муж знаменитый архитектор,жена домохозяйка, дочь-подросток, которая готовится к экзаменам, и маленький сын, слегка разбалованный, рисующий непонятные картинки.

Собственно, на взаимоотношениях этих двух ячеек общества и строится почти весь фильм, за исключением финала. Только перед нами два абсолютно полярных слоя общества. Одни прозябают, и поэтому вынуждены хитрить, изворачиваться и строить козни, чтобы хоть как-то выжить. Другие, наоборот, простые и спокойные, и видно, что многое в этой жизни они вообще не хотят замечать.

В чём же основная драма таких взаимоотношений? Вероятно в том, что семью Ким раздражает вольготное и надменное существование семьи Пак. Те в свою очередь, пусть и без злого умысла, нарочито эту богатую и беззаботную жизнь им демонстрируют и совершенно не считают бедных равными себе.

Жанр фильма на сайте «Кинопоиск» определяется как триллер, драма, криминал. Хотя ничего из этого не может в полной мере его охарактеризовать. Это скорее некая небывалая смесь критического реализма с аллегорическими зарисовками. То есть не нужно ждать, что в тех или иных случаях «будет всё как в жизни». Сначала я думал, что некоторые сцены просто по наивности или халатности сценаристов выглядят надуманно и аляповато. По просмотру я понял, что все эти «глупые» эпизоды были не случайны…

Перед зрителем поставлен единственный, но самый важный вопрос, который уже заключён в самом названии. Кого из людей считать паразитами? Тех, кто наживается на богатых, пользуясь их рассеянностью, или тех, кто за копейки эксплуатирует бедных, зная, что им всё равно деваться некуда? Каждый прав по-своему, и как ни старайся столкнуть два мира, они никогда не сольются воедино при имеющихся обстоятельствах.

Мне очень мало что известно о южнокорейской культуре и уж тем более об их кинематографе. Но я был приятно удивлён. Минимум сценарных клише, максимум актёрской игры, хоть и совершенно неизвестных мне артистов.

Очень порадовало наличие символов, таких как дождь, камень, приносящий богатство, и азбука Морзе посредством лампочки.

В общем, фильм «Паразиты» может и не стал для меня «коллекционным», но свои награды он совершенно точно заслужил.

Фото из открытых источников интернета.