*Внимание. Все авторские рецензии – сугубо личное мнение автора.

Собственно, это и не комедия в чистом виде. Скорее мелодрама, которой не чужды и юмор и нотки грусти. А по просмотру ловишь себя на мысли, что история, скорее трагическая, если спроецировать её на реальную жизнь, но об этом позже.

Сначала немного о фильме в целом и о сюжете.

Фильм снят в 2000 году Олегом Янковским и Михаилом Аграновичем по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала».

В маленькой квартире живёт женщина среднего возраста (актриса Ирина Купченко) со своей пожилой матерью (Екатерина Васильева). Мать чувствует, что умирает, и жалеет о том, что её взрослая дочь совершенно одинока – ни мужа, ни детей. Ну а дальше в их жизни появляется случайный человек (персонаж Олега Янковского), который кардинально меняет всё в этом пыльном царстве. Во всём фильме всего три основных персонажа и столько же второстепенных.

Пьесу, по которой написан сценарий, я не читал, но судя по диалогам, произведение действительно тщательно выверено. По всем канонам Грибоедова, Чехова и других мастеров драматургии. Нет такого, как во многих современных фильмах, что герои несут всякую бесполезную чушь, не имеющую отношения к смыслу картины, да и по лицам актёров видно, что они не понимают что говорят, а главное – зачем? Нет. Здесь реплика каждого персонажа очень чётко его характеризует и ведёт по сюжетной линии.

— Танечка никогда не сталкивалась с алкоголем, у нас совершенно непьющая семья, даже неудобно в этом признаваться, — говорит престарелая мать появившемуся господину.

И многие её слова подразумевают то, что семья очень интеллигентная и скромная, и при этом они даже немного этого стесняются, но ничего не могут с этим поделать.

Герой Янковского, напротив — весьма успешный и уверенный в себе человек.

— Я волнуюсь за ваш гастрит.

— Моя личность одним гастритом не исчерпывается!

— Участок в Испании? А зачем? Это же неудобно и дорого!

— Наоборот, там дешевле.

Героиня Ирины Купченко – женщина лет 40, с грустными глазами, совершенно несчастна в жизни. Причём в этой жизни она настолько лишена каких-либо хороших впечатлений, что когда Янковский даёт ей пощечину, она воспринимает это как жест внимания от понравившегося ей мужчины.

— Вы о пощёчине? Так это мои лучшие воспоминания.

Эта женщина даже подговаривает знакомую притвориться своей пропавшей дочерью, чтобы перед смертью убедить свою мать в том, что всё-таки у неё были отношения и даже родился ребёнок.

Примечательно, что якобы дочь играет актриса Наталья Щукина, лично мне запомнившаяся по фильму «Небеса обетованные» 1991 года. Там в нескольких сценах она появлялась с обнажённой и довольно внушительной грудью. Это было весьма непривычно видеть в фильмах тех лет.

kinopoisk.ru

Кстати, одного из второстепенных персонажей играет ещё совсем маленький Иван Янковский, внук Олега Янковского. Недавно Иван сыграл одну из главных ролей в нашумевшем фильме «Текст».

Несколько слов о визуальном исполнении картины. Не считая нескольких старомодных эффектов в начале, всё прекрасно. Действительно чувствуешь себя, как у бабушки в гостях – пасьянс, лекарства, кружева. Приглушённый свет, тихие разговоры, снег за окном. Кстати, события фильма разворачиваются как раз накануне Нового года.

Что можно сказать об актёрах? Янковский, Купченко и Васильева уже давным-давно признаны российской публикой. Они профессионалы своего дела, и здесь абсолютно точно поняли свои роли и виртуозно их исполнили.

Так в чём же трагедия этого фильма? А в том, что в жизни очень часто так и бывает за исключением счастливого финала. Живёт женщина со своей старой матерью, посвящает ей всё свое время и внимание. И, вероятно, в силу своего воспитания и скромности она не может пробить себе дорогу в счастливую, безбедную, насыщенную жизнь.

Сейчас скромность и замкнутость не в почёте. Невольно задумываешься, глядя на главную героиню, где же такие женщины – тихие, с какой-то своей безобидной гордостью, с такой болью и душой в глазах? Неужели, только в кино и остались?

Как правило, в жизни подобных женщин такие принцы на белом коне, как Янковский, не появляются. Самая главная трагедия фильма «Приходи на меня посмотреть» именно в том, что он является всего лишь фильмом.

Вот как-то так.

Уважаемые читатели, теперь вы знаете, что под Новый год можно смотреть не только «Ёлки», но и хорошее отечественное кино.

Фото из открытых источников интернета.