*Внимание. Все авторские рецензии – сугубо личное мнение автора.
Сразу хочу вас разочаровать, но если бы я несколько дней назад не пообещал написать рецензию на «Ирландца», то я бы этот фильм вообще до конца не досмотрел.
И дело даже не в том, что он идёт 3,5 часа. Хотя и в этом тоже, ведь неспроста общепринятый формат полнометражного фильма – полтора, два, ну максимум два с половиной часа. Но всё-таки основная проблема фильма в том, что он действительно неинтересный и полон недоразумений.
Возможно, немаловажную роль сыграло то, что я видел уже немало фильмов замечательного режиссёра Мартина Скорсезе и ждал, что этот будет финальным шедевром, который просто их всех затмит. Но это была ошибочная установка. В этом случае не стоило предвосхищать события.
К сожалению, все мы не молодеем и уж тем более старик Мартин, которому, ни много не мало, 77 лет. В таком возрасте трудно относиться к своей работе скептически, гораздо проще сделать мафиозную небылицу, основанную на каких-то сомнительных мемуарах.
Но прежде чем говорить о недостатках сего творения, скажем немного о его достоинствах.
Картинка в фильме довольно атмосферная: американские улочки и заведения, одежда и музыка, автомобили — всё очень гармонично смотрится, и мы понимаем, что если как-то и выглядела Америка 60-х, то, скорее всего, именно так.
Очень неплохо поставлены немногочисленные убийства, без пафосных разговоров и прелюдий. И опять же мы понимаем, что если бандиты и убивали друг друга, то именно так – быстро, молча и хладнокровно.
Хорошая игра актеров, но только некоторых. В частности я выделил для себя Аль Пачино.
На этом собственно и всё. Теперь к отрицательным сторонам.
Сюжет – первое, что проваливается в этом фильме. Совершенно ясно, что постоянные скачки во времени героя Роберта Де Ниро (юность, зрелость, старость и совсем уже ветхость) сделаны исключительно для того, чтобы добавить динамики, но это не спасает.
Все самые интересные сцены, которые могли быть, либо проговариваются закадровым текстом, либо, пуще того, просто прописываются текстом на стоп кадре.
Перевоплощения главного героя тоже не удались. Ведь актеру, как и режиссеру уже крепко за 70 и по его старческой походке видно, что ему не 20 лет и даже не 40. Отдельное спасибо за голубые глаза, сделанные на компьютере, порой это действительно напоминало старый фильм Дюна, но то ведь фантастика была, а здесь как бы и нет.
Весь многочасовой морок пересказывать нет смысла, иначе фильм вообще невозможно будет смотреть. Там смешалось всё: и Куба со своим Кастро и Америка со своим Никсоном, и профсоюзы дальнобойщиков, (а несчастного Кеннеди, помимо этой картины, вообще растаскали по всем фильмам и книгам, его приплетают везде, где только можно и нельзя, вероятно, ему не хватает только собственного мавзолея). И тут же обычный водитель Де Ниро, который оказался в самом центре этого жестокого, но насыщенного событиями мира. Жаль только, что сам персонаж не насыщен абсолютно ничем и на него скучно смотреть. Просматривая «Ирландца» попробуйте сами понять, где Скорсезе жестоко промахнулся по ходу представленного им повествования. Нужно просто включить логику.
Я лишь несколько слов скажу по поводу отдельных сцен. Например, как только я увидел, что Де Ниро договаривается с каким-то левым человеком взорвать прачечную, хотя только что примкнул к очень крупной мафиозной структуре, то понимаю, что дальше смотреть нет смысла. Ничего себе шабашку нашел. Тут стоит пояснить…
Вот на секунду представьте 90-е в нашей стране. Я их немного застал. Когда начались нулевые, мне было всего 15 лет. Но, тем не менее, думаю, что любой человек, даже подросток, в то время понимал, что если ты вступил в какую-то очень серьезную группировку опасных людей, то вряд ли отныне ты будешь делать что-то без их ведома и разрешения. Там, где убивают за неверно сказанное слово, вряд ли простят, что ты выполняешь грязную работу для кого-то ещё. То же самое, полагаю, было и в Америке 60-х. А главный герой был далеко уже не мальчик.
И так на протяжении трех с половиной часов: зачем он повёл свою маленькую дочку на разборки и заставил смотреть, как избивает продавца? Надо было и всю семью прихватить.
Зачем он взрывал машины таксистов, и каким образом он подключил их к одному детонатору на огромной стоянке, если их можно было просто сжечь? На что он надеялся, когда отгрузил «мимо кассы» целый грузовик мяса? Ведь он не был тогда членом банды. Зачем он заставлял копать яму пленных немцев, если потом всё равно не собирался их зарывать? А вообще, часто тогда зарывали врагов после расстрела в лесу?
Ну, вот и так далее. Сами всё увидите и поймете.
«Ирландца», как ни странно, вытянул второстепенный персонаж, глава профсоюзов, которого сыграл Аль Пачино. Он впервые снялся у этого режиссера. И хотя он среди всех самый старый, актеру 79 лет, но как раз таки он и оказался поживее остальных.
Мартин Скорсезе снял целый ряд потрясающих, даже культовых произведений. На мой вкус, если перечислять в хронологическом порядке, то это: «Таксист», «Бешеный бык», «Славные парни», «Казино», «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых» и «Волк с Уолл-стрит». Возможно, сначала нужно посмотреть все эти вещи, чтобы понять, во что превратился этот, некогда талантливый, режиссер. Ну, а если абстрагироваться и рассмотреть «Ирландец», как обособленное произведение без какого-либо бэкграунда, то, возможно, этот фильм имеет место быть.
Фото из открытых источников интернета.