С 8 по 12 октября в Великом Новгороде состоялся 16 международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival. Насыщенная программа фестиваля включила в себя спектакли российских и зарубежных театров в офлайн и онлайн формате. Фестиваль успел застать введение qr-кодов, особую рассадку зрителей и масочный режим, но не потерял своего творческого духа и настроя на исследование мифов. Можно было смотреть спектакли у мониторов, посетив Германию и Швейцарию, а можно было посетить театральные залы Новгорода, чтобы увидеть российские постановки. За пять дней зрители побывали в гостях у сказки и остались под впечатлением.
Кажется, что ни один волшебный мир не обходится без терема. Все персонажи так или иначе попадают в сказочный дом. А герои спектакля «Васса» Анатолия Ледуховского («Ведогонь-театр», Москва) живут в тереме с незапамятных времен. Их жилище с разрушающимся домостроевским порядком превратилось в место заключения, где все погрязли в похоти, неутолимой страсти и желании присвоить все состояние себе. За порядком не способна уследить «железная леди» Васса (Наталья Тимонина) которая будто чувствует свой скорый конец. Черно-серая гамма цветов в спектакле создает атмосферу старого кино или рассыпавшихся фотографий из чужого семейного альбома. Каждая часть трилогии Ледуховского имеет собственную эстетику. В первой части постановки зритель видит семейную сагу в стиле «Аббатство Даунтаун» и «Унесенные ветром», а уже к третьей попадает в мир итальянских мафиози.
Сказочные дома бывают разные, в них живут и счастливые герои. В спектакле «Дети Ворона» режиссера Надежды Алексеевой (Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» по книге Юлии Яковлевой) беззаботные Танька (Марина Вихрова) и Шурка (Алексей Коршунов) собираются в школу, играют, мечтают об эскимо, наивно и по-детски дурачатся. Они радуются своей простой советской жизни. Но счастье рушится в одночасье, когда их родителей уносит «черный ворон». Намерение Шурки найти маму и папу оборачивается кошмаром, в котором ребенку придется столкнуться с ужасами жизни. Мальчик отправляется в путь, свойственный всем сказочным героям. Постановка доступным языком рассказывает детям про 1938 год. В этом Ленинграде существуют не только люди, но и волшебные персонажи — птенцы, птицы, говорящие крысы. По всем атрибутам сказки Шурка попадает в царство зла, его забирают в детский дом для детей политзаключенных. Гнетущая обстановка и страх застыли в воздухе этого места. Режиссер использует планшетных кукол, которые изображают обессиленных детей. Все до единого они одеты в серые робы, их лица истощены. Дети разучились радоваться и думать, получили новые имена. Но как и в любой сказке добро побеждает зло. У Шурки находится сказочная помощница крыса, которая выводит его из детского дома. К финалу спектакля зрителя ждет счастливое воссоединение Шурки с сестрой Таней.
Уж точно не обошлось без сказочных домов в постановке Александра Янушкевича «Гоголь.СПб» (Кировский театр кукол им. Афанасьева). Режиссер погружает нас в мир гоголевской фантасмагории, где сюжеты «Петербургских повестей» тесно переплетаются друг с другом. Спектакль ведется четырьмя актерами, которые даже по внешнему виду напоминают нам Николая Васильевича. Мы будто видим четыре ипостаси Гоголя. Каменные миниатюры домов превращаются в Невский проспект. Зритель словно во сне автора путешествует из одной повести в другую и внезапно оказывается перед лицом «перуджиновой Бьянки». Нас встречает оживший Нос и даже Моль, поедающая старую шинель Акакия Акакиевича. Вместе с Гоголем мы заглядываем на вечерний прием в один из домов Петербурга. Пустое светское общество изображается режиссером в виде одной длинной гардеробной с головами-вешалками. В порыве отчаяния Гоголь срывает с них одежды и видит, что его окружают сплошные пустышки. Доведенный до безумства он сжигает том «Мертвых душ».
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» Тверского театра юного зрителя — детский спектакль, поставленный по одноименному произведению шведского писателя Ульфа Старка, можно назвать «домом в скандинавском стиле». Изначально его не было в афише. Но так сложились обстоятельства, что актер «Вафельного сердца» заболел, и нужно было найти замену. Режиссер Иван Пачин– здесь так же единственный актер, который на глазах зрителя оживляет историю о дружбе двух мальчишек и одинокого старика. На сцене с некоторой хаотичностью расставлены разные предметы. Обратившись к юным зрителям, режиссер предлагает им спросить про каждый из них. Такое вступление сразу настраивает детей на дружеский разговор, и, состязаясь во внимательности, они быстро включаются в эту игру. И мы узнаем, что два джемпера на двух деревянных стойках исполнят роль двух мальчиков, а шляпа, брюки и рубашка на стуле – роль дедушки Нильса; а маленькая статуэтка на столе – роль тетеньки Торы и еще одну – но все это мы скоро увидим и поймем. А в коробке, которая стоит в дальнем углу, лежат самые настоящие листья из парка, которые тоже вскоре исполнят свою роль. Так каждый объект на сцене наполняется своей историей и становится интереснее за ним следить – когда же что сыграет? Это такой театр предмета, и в умелой и обаятельной игре Ивана Панчина перед глазами зрителя возникает уютный мир маленького шведского городка и трогательная история-размышление о значении людей в жизни друг друга, о памяти и о доброте.
«Волшебное кольцо» — это настоящий русский терем — спектакль-сказка режиссера Ивана Рябенко Санкт-Петербургского Театра «На Литейном» с танцами и частушками скромной, но остроумной Василисы(Александра Жарова) под задорную игру на баяне ее брата (Александр Корюковец), который своей музыкой и улыбкой говорит больше, чем словами. Это спектакль простой и яркий, словно детский рисунок (художница Ксения Ольховская). Кошка и собака, которых спасает простодушный и веселый Ванька тут тоже нарисованные, но очень живые благодаря игре актеров. Так и хрустальный мост – это просто рисунок на полотне, но отношение к нему героев делают его почти волшебным. Эта внешняя простота и постоянное взаимодействие с залом Ваньки делает его схожим по форме со спектаклем Ивана Пачина. Но если в «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» это взаимодействие настраивает на определенную интимность, открытость актера и зрителя друг другу, то в «Волшебном кольце» — на ощущение площадного праздника. Праздника веселого и для детей, и для взрослых, которым в спектакле приготовлено много отсылок к повседневным реалиями — например, окошко пенсионного фонда, куда Ванька ходит получать пенсию. В конце главный герой решает построить себе дом – своими руками, без всякой магии и при помощи ребят из зрительного зала возводят на наших глазах из палок и гвоздей каркас небольшого терема.
Следующий спектакль фестиваля будет сложнее вписать в концепцию сказочного дома, но если попробовать представить, то он бы мог выглядеть как дом из стекла и железа, разбирающий сам себя. В афише сказано: «Темная сторона луны/The Dark side of theMoon» (Новгородский театр для детей и молодежи «Малый») спектакль-перформанс по мотивам альбома рок-группы Pink Floyd. Но спектакль Надежды Алексеевой не столько перформанс, сколько попытка перфорировать реальность, даже скорее преломить ее, деконструировать, разложить на составляющие. С чего начинается музыка? Со звуков, с нот, с идеи? С чего начинается зло в обществе, в человеке? На пространстве, где действуют две актрисы — Марина Вихрова и Кристина Машевская — расставлена аппаратура для создания музыки. Зритель находится прямо на сцене, очень близко к ним – что тоже настраивает на определенную интимность. Весь спектакль на заднике сменяют друг друга фотографии – беженцев, детей из стран третьего мира, митингов в России. Фотографии слишком знакомые, слишком современные, которые каждый день можно увидеть в ленте новостей. Хотя и хочется задать вопрос – почему именно эти темы? Это спектакль и не про Pink Floyd, но их песни задают спектаклю определенный стиль и звучание, настраивают на тему космоса и страха неизвестности. Что находится на темной стороне человека? И что на самом деле относится к свету, а что – к тьме? И возможно ли эту тьму как-то осветить?
Режиссер Яна Тумина (Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург) расширила границы сказочного дома. Неслучайно спектаклем «Джинжик» завершалась программа фестиваля. Постановка Туминой о нашей планете, о мире, в котором живут все сказочные герои. Трогательная история о пингвине Джинжике (Анна Сомкина), названном благодаря скрипу холодильника, не оставила равнодушным ни одного зрителя. Сказка это не всегда волшебство и магия, это еще и повседневность, которую мы делаем добрее и светлее. В спектакле Старик (Александр Балсанов) живет своей обычной жизнью, он что-то мастерит на своей кухне, чинит телевизор, радуется простым мелочам. Периодически герой чистит море от загрязнений и пластиковых отходов. Старик способен замечать красоту мира, он слышит плеск волн, видит цвет голубого моря и слышит пение птиц. Герой вспоминает о вымирающих видах животных, которые под музыку как райские существа проносятся перед ним. В пингвине он находит родную душу, существо, о ком можно позаботиться. Сам того не осознавая, Старик творит добро, он помогает Джинжику и очищает планету.
Студентки РГИСИ, театроведческий факультет, 4 курс, Ирида Голод и Екатерина Заякина
фото Марина Воробьёва