• Погода: 7.2oC
  • $: 60,86
  • €: 75,40
  18.03.2018 18:00

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне»

Не только выборами примечателен этот мартовский воскресный день. В Великом Новгороде продолжает радовать многоголосием, балетными pas de deux, симфоническим звучанием и народными напевами 49-й фестиваль «Русская музыка». Он продлится до конца марта и наше издание представит ряд интервью с участниками фестиваля. Накануне «Пароход Онлайн» встретился с дирижером, художественным руководителем камерного оркестра Новгородской филармонии, преподавателем Петербургского музыкального училища имени Мусоргского, регентом Исаакиевского собора Львом Дунаевым.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне»

– Фестиваль «Русская музыка» проходит каждый год, но всегда это – уникальное событие, так как приглашаются разные коллективы, разные исполнители. Мы выступили объединенным симфоническим составом с псковским оркестром. Первое отделение – мое, второе – руководителя псковского оркестра Эдуарда Банько, моего коллеги, с которым мы когда-то учились вместе. Подобный опыт уже был, мы дали концерт в Пскове, очень интересно, ведь момент конкуренции никто не отменял. Мы с Эдиком рассудили так: перемешаем всех музыкантов, чтобы они пообщались, друг у друга поучились. И теперь решили повторить эксперимент в Новгороде. Программа была фееричной. В моем отделении звучала музыка XX века. Мы сыграли Шостаковича, Свиридова, Рахманинова, Гаврилина. А второе отделение стало открытием для новгородцев. Объединенный симфонический оркестр сыграл инструментальную оперу «Ольга Российская», которую написал ныне живущий петербургский композитор Женя Петров. Мы привыкли, что опера – это где поют. Здесь иная ситуация. Действующее лицо – музыкальный инструмент. Он ассоциируется с определенным образом. И мне кажется, что Женя Петров смог поймать характер основных вех в становлении города Пскова.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 2

– Вы живете в Санкт-Петербурге и почти 4 года руководите камерным оркестром в Новгороде. До вас смена худруков стала чуть ли не калейдоскопичной, и это было связано с разными причинами. Помните свой первый день в должности?

– Я бы не сказал, что оркестр был в «разобранном» состоянии. До меня им руководил замечательный петербургский дирижер Игорь Томашевский, и руководил бы дальше, если бы не работа в Михайловском театре, которая не дает должным образом заниматься коллективом в Новгороде. Любой приезд дирижера в коллектив это проверка на прочность. Я не ставил цель понравиться, а стремился перейти на язык творчества. Со временем музыканты теряют ту восторженность, с которой идут в музыкальную школу с мамой за ручку. Это растворяется в буднях, и моя задача увлечь их оттуда в мир творчества. Это основной рецепт нашей взаимной любви.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 3

– Изменился ли репертуар с Вашим приходом?

– Для камерного оркестра он весьма ограничен. Бах, Гендель, прочие старики. Эта музыка не блещет чрезмерной яркостью, она очень вдумчивая, религиозная. Но мы стараемся находить переложения, которые могли бы играть нашим составом. Иногда я сам сажусь за рояль, это добавляет яркости и звучания. Репертуар сильно не изменить, с одной стороны написано много, а с другой – они все уже переиграли.

– Накладывает ли какой-то отпечаток соседство репетиционного и концертного зала с храмом XI века? Да и само здание филармонии дополняет архитектурный ансамбль Кремля, это ведь не может не вдохновлять?

– Безусловно! Здание филармонии соприкасается с Софийским собором, это не может не вдохновлять. Ни для кого не секрет, что я уже 15 лет являюсь регентом в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Рад, что духовная линия продолжается и в Новгороде.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 4

– Исаакий и то, что с ним связано – не так давно пережитые эмоции для православных россиян. Как вы переживали ситуацию изнутри?

– Для меня лично ничего не изменилось. Как службы шли – так и идут, хор как пел – так и поет, духовенство как молилось – так и молется. Эта ситуация решается не нами, а намного выше. Мы – люди, которые просто несут свое послушание. Передача прав, слияние, разъединение – все это происходит регулярно и в государственных, и в коммерческих структурах.

– Как вы оцениваете создание театрально-концертного агентства, в которое вошли театр драмы, филармония, киноцентр «Россия», областной дом народного творчества?

– Пока сложно сказать – лучше или хуже, это только что произошло. Результаты деятельности можно оценить года за два-три. Я очень надеюсь, что для камерного оркестра не будет изменений в худшую сторону. Появится дополнительная сцена, на которой мы сможем выступать без арендной платы. Некоторые проекты, которые я вижу, для оркестра можно было бы провести в театре. Много лет назад я приезжал и выступал на этой сцене с петербургскими оркестрами. У него очень удобная обзорность, амфитеатр. Почти 1000 мест, вместительный зал, глубокая сцена, есть возможность сделать нормальный свет. Для нас доступность еще одного зала может быть большим плюсом.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 5

– Действительно, филармония не всегда может вместить симфонические оркестры, которые приезжают на гастроли. Может, от этого у нас только камерный. Вы чувствуете необходимость того, чтобы камерный вырос до размеров симфонического?

– Вы мои мысли читаете. Опять же, проводя параллель со Псковом – чем мы хуже? Тем не менее, мы находим возможность проводить симфонические концерты, и где-то раз в два месяца это происходит. Например, в сентябре был замечательный проект с солистами Большого театра. Мы привозили музыкантов из Санкт-Петербурга, объединяли с нашими и играли оперные фрагменты с мировыми звездами Большого – Максимом Постером и Оксаной Горчаковской. Это было и в Старой Руссе, и здесь. Другое дело, что лично мне хотелось бы, чтобы это происходило чаще, хотелось бы создать материально-техническую базу и создать местный симфонический оркестр, чтобы мы могли играть более развернутые программы.

– Визуально и исполнительски правая рука дирижера – всегда первая скрипка, это безусловный тандем. На кого еще Вы можете положиться, как складываются отношения внутри коллектива?

– Дружный и спокойный коллектив. У нас всего 2 мужчины – Слава Устюжанин, скрипка и Леша Черенков, контрабас. Мне лично приятно в женском обществе работать, они обаятельны, красивы.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 6

– Безусловно, первая скрипка, концертмейстер Лена Краснова – приобретение для нашего города.Она замечательный музыкант, окончила Петербургскую консерваторию. Виртуозно владеет инструментом, играет соло практически на каждом концерте.

«Кают-компания». Дирижер Лев Дунаев: «Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне». Фото 7

Оля Башмакова – директор, инспектор оркестра. Замечательная виолончелистка, концертмейстер виолончельной группы. Вот две моих помощницы, на которых я всегда могу опереться, решить какие-то вопросы, творческие ли, административные – не важно.

– Чувствуете ли вы ответственность за то, что приезжая сюда, вы должны обязательно привести какую-то «новую ноту»?

– Наверное, для этого и приглашают столичных музыкантов, чтобы «новую ноту» приносили. Стараюсь раздобыть впечатления и поделиться. Это всегда поднимает творческий градус на следующий уровень.

– Что помогает сохранять свежесть впечатлений?

– Сложно сказать, ведь нет такого волшебного пирожка или лимонада – съел и вдохновлен. Надо черпать отовсюду. В последний раз меня до слез пробрало, когда я вернулся к записи Мариса Янсонса финала третьей симфонии Мендельсона. Потрясающе играет оркестр Баварского радио! И когда ты слышишь гений Мендельсона, понимаешь, как нам далеко до них, которые творят так высоко. Это – сильнейший допинг, простите за популярное слово. У музыкантов такие допинги. А в целом – погода хорошая, общение с родными и близкими, сын, катание на коньках...да на чем угодно! Вот недавно с сыном катались на картинге в Коробицыно. Так-то нет возможности посадить его за руль, ему 11 лет. Тут он сам сел, и мы наперегонки давай наяривать по льду!

– Вы произнесли фразу «как нам до них далеко». Если сказать в глобальном смысле, о нас, обо всех жителях сильной, но многострадальной страны, ценной людьми высокого «звучания». Какого движения души нам не хватает сейчас, чтобы вернуть величие или хотя бы понимание кто мы такие и куда идем?

– Христианские вещи скажу. Должно быть уважение друг к другу, любовь, терпение, возвращение к семье, большое количество детей в ней. Ценности какие были, такие и остаются. К ним надо возвращаться и поддерживать на государственном уровне

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн

Поделиться:
Написать нам